вторник, 20 марта 2012 г.

АВТОМОБИЛИ, ЗАВОДЫ, ЖИЗНЬ

   
     Название этой статьи я частично позаимствовал у Ильи Эренбурга, который в 1960 году опубликовал свою известную книгу «Люди, годы, жизнь». В ней он описывал бурный период 30- х и 40-х годов. Сейчас у нас не менее бурное время, хотя, слава Богу, пока еще не такое трагичное.

     Автомобили в свое время подняли экономику Америки, Германии и Японии. Заводы автопрома создают достойную жизнь миллионам людей.Поэтому связка слов Автомобили Заводы — Жизнь будет определять будущее России. Окончательно канул в Лету период неограниченного господства традиционных российских автомобилей. Наступает эра западных автоконцернов. У Солженицына есть такое выражение: «Работа — она как палка, конца в ней два: для людей делаешь качество дай, для начальника делаешь дай показуху. Ни для кого не секрет, что, в основном, вся работа у нас в автопроме делалась, как «для начальника». Мне бы очень не хотелось идеализировать работу западных автоконцернов в России, но абсолютно точно, что тот, кто хочет с ними работать, должен все делать как «для людей». Ну а теперь давайте немного порассуждаем и представим себе, что произойдет с российским автопромом лет этак через пять, например в 2016 году. В традиционной российской автомобильной промышленности сейчас происходит коренной перелом. Это очень тяжелый и болезненный период. Меняется все: конструкции, технология, организация производства, стандарты, межкорпоративные взаимоотношения и менталитет работников отрасли, в конце концов.
     На один автозавод работают тысячи предприятий, начиная от поставщиков сырья и кончая поставками целых агрегатов. Все эти тысячи должны будут перестроить свою работу с «для начальника» на «для людей». Захотят ли они? Смогут ли они? Всем известно выражение «свято место пусто не бывает». Да, поставки на автозавод — это «свято место». Поэтому эти поставки все равно будут, независимо от того «захотят» или «смогут» это сделать существующие поставщики. Кто же это может быть? Здесь я вижу три группы сил.
     Первая — это нетрадиционные заводы, созданные в новой России и которые уже изначально организовали свою работу по принципу «для людей».
     Вторая — это старые заводы, которые захотят и смогут произвести внутри себя все необходимые преобразования.
     Третья — это западные компании, которые создадут в России новые заводы сами или совместно с кем-то из российских фирм.
     Если первая группа, хотя она малочисленна, но уже существует в стране, то две другие только начинают создаваться. Все это может привести к созданию нового автопрома, массовому закрытию одних заводов и созданию других, к значительному перемещению большого пласта людей и изменению всего уклада их жизни. По большому счету это хорошие преобразования, они пойдут на пользу всем.
     Произойдет оздоровление живого организма экономики, отомрет все неэффективное и останется только то, что реально работает «для людей». 
     Получается вроде бы радужная картина, но насколько она верна? Верна, если в стране будет работать принцип «политика — это концентрированное выражение экономики». Сейчас, к сожалению, этот принцип не работает. У нас нет никакой единой политики поддержки национальной промышленности. Если промышленность и работает, то не благодаря, а вопреки. Полностью отсутствует государственная инвестиционная политика. Масса препонов при потребности завода в получении дополнительных лимитов на электричество и газ, необходимых землеотводов или утверждения какого-либо проекта в органах власти. А если что-то из вышеперечисленного заводу всетаки удается получить, то это стоит таких денег, что лучше бы этого вообще было не запрашивать. Я не понимаю валютную политику наших властей. Рубль, накачанный только нефтью и газом, на корню губит российскую продукцию и дает зеленый свет только росту импорта.
     Итак, что же будет в 2016-м — новый российский автопром или все-таки импортный? Каждый, прочитавший эту статью, может сделать выводы сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий